3.12 ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Инвалиды I и II групп, дети-инвалиды и лица, сопровождающие таких детей, пользуются правом внеочередного приема руководителем и другими должностными лицами МБДОУ № 22 "Искорка".
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
По состоянию на 01.09 2023 г. в числе воспитанников МБДОУ №22 "Искорка" отсутствуют инвалиды, передвигающиеся на коляске, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, слуха, умственного развития.
В ДОО функционирует 2 группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ: с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и с задержкой психического развития (ЗПР).
№ п/п
|
Информация
|
Наличие
|
1
|
О специально оборудованных учебных кабинетах
|
В ДОО имеется 11 групп - это основные помещения для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Помещения оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. Имеется интерактивное оборудование. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования для детей с ТНР и ЗПР осуществляется в соответствии с Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №22 "Искорка" и Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МБДОУ №22 "Искорка".
Для детей с ОВЗ (ТНР и ЗПР) функционируют 2 групповых помещения, оснащенные необходимым игровым и учебно-методическим материалом необходимой мебелью, оборудованием, в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями АОП ДО для детей с ТНР и ЗПР, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Созданная коррекционно-развивающая среда - это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности
Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей: физкультурный и музыкальный, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, кабинет учителя-дефектолога. Специальные помещения оборудованы техническими средствами обучения, коррекционным, релаксационным и сенсорным оборудованием, дидактическими наборами для осуществления коррекционной работы в соответствии с АОП ДО для детей с ТНР и ЗПР.
В ДОО создаётся безбарьерная (доступная) среда для инвалидов. Имеется Паспорт доступности: (ссылка)
Помещения ДОО планируется дооборудовать в соответствии с Планом по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг на 2020-2025 г. (ссылка)
|
2
|
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
|
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами, отсутствуют, так как воспитанников, передвигающихся на коляске, инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, слуха, умственного развития в ДОО нет.
|
3
|
О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
|
Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждом групповом помещении оборудованы центры чтения художественной литературы и познавательной литературой, в которых имеется библиотека разных жанров и направлений соответственно возрасту детей, их психологическому и физическому развитию. Дети с ОВЗ имеют возможность пользоваться ими на общих основаниях. Кабинеты специалистов обеспечены методическими пособиями и литературой.
Приспособленная библиотека для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствует.
|
4
|
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
|
В ДОО созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей. Имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование – гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (воспитанников с ТНР и ЗПР) используется интерактивное оборудование. Инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием. Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют
Воспитанники с ОВЗ пользуются спортивным залом, бассейном, медицинским блоком.
|
5
|
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
|
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
В ДОО для воспитанников с ОВЗ в настоящее время нет необходимости в использовании специальных средств обучения и воспитания. Они участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, используя имеющееся средства обучения и воспитания.
Для детей с ОВЗ разработаны и реализуются Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №22 "Искорка" и Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МБДОУ №22 "Искорка".
|
6
|
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
|
Конструктивные особенности здания (более 45 лет) не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Главный вход в здание ДОО имеет безбарьерный въезд, т.к. нет ступенек и въезд осуществляется беспрепятственно при необходимости возможен въезд в двери главного входа для инвалидов-колясочников. Ширина дверного проема достаточна для прохода кресла- коляски.
По плану по устранению недостатков на 2024 год ожидается установка пандуса и расширение дверного проема при наличии финансирования.
На всех дверях основного здания и внутри имеются маркеры для слабовидящих, в том числе контрастно маркированы дверные проемы.
Выделенной стоянки для автотранспортных средств инвалидов нет, но обеспечена встреча и препровождение инвалида в здание назначенными приказом сотрудниками.
Оборудование специального санитарно-гигиенического помещения по плану ожидается в 2024 году при наличии финансирования.
Имеются вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне. Имеется кресло-коляска. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации и выход из него предоставляется сопровождающее лицо.
Парковка для инвалидов и маломобильных граждан отсутствует, заезд с ул. Булгакова осуществляется на территорию ДОО при необходимости можно сообщить о своём прибытии по тел.: 8(39535)7-67-11, ответственное лицо сопроводит в ДОО
В ДОО разработана инструкция о порядке оказания ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам при посещении ДОО и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов
Предусмотрено оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других, необходимых для получения услуги действий.
В ДОО ведутся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с разработанным Планом по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг на 2020-2025 г.
|
7
|
О специальных условиях питания
|
В ДОО организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
В ДОО предусмотрены специальные условия для питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (при необходимости). В основу разработки меню вошли все необходимые пищевые продукты в соответствии с требованиями. Настоящее меню рассчитано на пятиразовое питание (1-ый завтрак, 2-ой завтрак, обед, полдник, ужин). Проводится С-витаминизация третьего блюда. Дети ежедневно получают соки, фрукты. Питание воспитанников организуется в соответствии с десятидневным меню, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.
|
8
|
О специальных условиях охраны здоровья
|
Основной задачей медицинского и педагогического персонала в ДОО является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей и проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, а также снижение заболеваемости детей в том числе и детей с ОВЗ. Санитарно-гигиеническое состояние соответствует требованиям СанПиН 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. В детском саду имеются медицинский и процедурный кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями.
С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя гимнастика и гимнастика после сна с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).
Детский сад обслуживает медицинская сестра и врач-педиатр на основании договора о совместной деятельности с ОГБУЗ «Усть-Илимская городская детская поликлиника» №22 дс/2023 от 02.09.2023г., действующего до 01.09.2028 г. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Проводятся по плану оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ.
|
9
|
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
|
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада - версия для слабовидящих.
|
10
|
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) используются педагогами в коррекционной работе с воспитанниками и в образовательном процессе, в том числе и для детей с ОВЗ и инвалидов.
|
11
|
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
|
В ДОО имеются в наличии специальные технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ: ноутбуки, интерактивные логопедические комплексы, песочные столы, робототехнические наборы, игровой набор «ПиктоМир».
|
12
|
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
|
Не предусмотрено
|
13
|
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
|
Не предусмотрено
|
14 |
Обеспечение в организации условий доступности, позволяющих инвалидам получать образовательные услуги наравне с другими: возможность предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика) |
Осуществляется по запросу
(договор о предоставлении тифлосурдопереводчика)
|
|